Чебуралиссимус
Регистрация: 23.04.2011
Адрес: Тверь
Имя: Олег
Сообщений: 129,778
Сказал(а) спасибо: 1,717
Поблагодарили 1,766 раз(а) в 1,138 сообщениях
Репутация: 9812
|
Легкий разведывательный танк Mk VIА
Light Tank Mk VI.
Этот танк стал своего рода венцом продолжавшегося более десяти лет развития английскими конструкторами танкеток и легких разведывательных машин. МkVI был создан в 1936 году, производство было начато в 1937 г. и продолжалось до 1940 года. Он имел следующую компоновочную схему: отделение управления, а также силовая передача и ведущие колеса располагались в передней части корпуса. За ними находилось боевое отделение с установленной в нем сравнительно большой для такого танка башней. Здесь же, в средней части корпуса, находился и бензиновый двигатель "Медоуз". Место механика-водителя находилось в несколько смещенном в левую сторону отделении управления, а два других члена экипажа располагались в башне. Для командира экипажа была смонтирована башенка со смотровыми приборами. Для внешней связи устанавливалась радиостанция. Установленное в башне вооружение состояло из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета и спаренного с ним 7,69-мм пулемета. В ходовой части использовались четыре сблокированных попарно опорных катка на борт и один поддерживающий каток, гусеница мелкозвенчатая цевочного зацепления.
До 1940 г. было выпущено около 1200 танков МKVIА. В составе британского экспедиционного корпуса они принимали участие в боевых действиях во Франции весной 1940 г. Здесь отчетливо проявились их недостатки: слабое пулеметное вооружение и недостаточное бронирование. Производство было прекращено, но они использовались в боях вплоть до 1942 г. (Читайте также: "Легкий танк Mk VII, "Тетрарх")
Последовавший за Мк V легкий танк Мк VI был идентичен с ним во всех отношениях кроме башни, вновь переделанной для размещения в ее кормовой нише радиостанции. В Мк V1А поддерживающий ролик перенесли от передней ходовой тележки в середину борта корпуса. Мк VIВ конструктивно аналогичен Мк VIА, но ряд узлов изменили для упрощения производства. Эти отличия включали одностворчатую крышку жалюзи радиатора (вместо двухстворчатой) и цилиндрическую башенку взамен граненой на Мк VIА.
Мк VIВ индийского образца, строившийся для индийской армии, был идентичен стандартной модели за исключением отсутствия командирской башенки - вместо нее на крыше башни имелась плоская крышка люка. В последней модели серии Мк отсутствовала командирская башенка, но он был сильнее вооружен, неся 15-мм и 7,92-мм СП "Беза" вместо "Виккерса" калибра .303 (7,71-мм) и .50 (12,7-мм) на предыдущих моделях. Он отличался также увеличенными ходовыми тележками для повышения подвижности и тремя карбюраторами двигателя.
Производство машин серии Мк VI началось в 1936 г., а выпуск Мк VIС прекратился в 1940 г. Эти танки в большом количестве состояли на вооружении к началу войны в 1939 г., больше всего выпустили Мк VIВ.
Мк VI составляли основную массу британских танков во Франции в 1940 г., в Западной пустыне и на других ТВД вместо разведки, для которой они создавались. Их часто использовали вместо крейсерских, понесших тяжелые потери. После эвакуации из Дюнкерка эти легкие танки также использовались для оснащения британских БТД и оставались в боевых подразделениях до конца 1942 г., после чего заменялись на более современные модели и переводились в разряд учебных.
Модификации легкого танка Mk VI
- Легкая ЗСУ Мк I. Впечатления от германского "блицкрига", когда британцы впервые столкнулись с координированными атаками вражеской авиации, поддерживавшейтанковые атаки, вызвали спешную разработку "зенитных танков". В серию пошли ЗСУ со счетверенными 7,92-мм пулеметами "Беза" в башне с механическим приводом поворота, установленной на надстройке корпуса. Первый вариант легкого зенитного танка Мк I выполняли на шасси Мк VIА.
- Легкая ЗСУ Мк II. Это была машина, в целом аналогичная Мк I, но с большей по объему и более удобной башней. Кроме того, на корме корпуса установили внешний бункер для боекомплекта. Легкую ЗСУ Мк II строили на шасси Мк VIВ. Взвод из четырех легких ЗСУ придали каждой полковой штабной роте.
- Легкий танк Мк VIВ с модифицированной ходовой частью. Небольшое количество Мк VIВ оснастили ведущими колесами большего диаметра и отдельными направляющими колесами заднего расположения (как на Мк II) для увеличения длины опорной поверхности и повышения проходимости. Однако эта модификация осталась в опытном экземпляре.
- Легкий танковый мостоукладчик Мк VI. В 1941 г. МЕХЕ приспособило одно шасси под носитель легкого раскладного моста. Поставленная ближневосточным британским силам для боевых испытаний, эта единственная машина была вскоре потеряна во время отступления.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 5,3 т | Размеры: |
| длина | 4000 мм | ширина | 2080 мм | высота | 2260 мм | Экипаж | 3 человека | Вооружение | 1 х 12,7-мм пулемет 1 х 7,69-мм пулемет | Боекомплект | 2900 патронов | Бронирование: |
| лоб корпуса | 12 мм | лоб башни | 15 мм | Тип двигателя | карбюраторный "Медоуз" | Максимальная мощность | 88 л.с. | Максимальная скорость | 56 км/час | Запас хода | 210 км | Источники:
- М. Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945. (Бронеколлекция, 4-1996);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chamberlain, Peter; Ellis, Chris. British and American Tanks of World War Two;
- Fletcher, David. The Great Tank Scandal: British Armour in the Second World War;
- Light Tank Mk. VII Tetrarch [Armour in Profile 11].
|