Чебуралиссимус
Регистрация: 23.04.2011
Адрес: Тверь
Имя: Олег
Сообщений: 129,750
Сказал(а) спасибо: 1,689
Поблагодарили 1,761 раз(а) в 1,136 сообщениях
Репутация: 9812
|
9К71 Темп - SS-12 SCALEBOARD
Комплекс 9К71 "Темп", ракета 9М71 / 9М72 - SS-12 SCALEBOARD / KY-06
Фронтовая баллистическая ракета (оперативно-тактическая ракета). Разработка начата по постановлению СМ СССР №839-379 от 21 июля 1959 г. НИОКР комплекса вело НИИ-1 (позже переименован в Московский институт теплотехники, главный конструктор А.Д.Надирадзе), наземного пускового оборудования - КБ завода №221 "Баррикады". Ракеты изготавливались на заводе №235 в г.Воткинск. Разработка ПУ Бр-225 начата 14 февраля 1959 г., эскизный проект готов в апреле 1960 г., опытный образец изготовлен в 1961-1962 г.г. Первый этап летно-конструкторских испытания (основная задача - проверка практической возможности создания ОТР на РДТТ) на полигоне Капустин Яр проводился с 14 апреля по 15 августа 1961 г. с полигонной ПУ Бр-234 (завод "Баррикады"). Первый пуск ракеты "Темп" - 20 мая 1961 г. Еще два пуска было сделано в рамках первого этапа испытаний. Второй этап испытаний (основная задача - отработка комплекса и испытания на соответствие ТТТ, испытано 12 ракет) - с октября 1961 г. по июль 1963 г. С января по май 1962 г. сделано три пуска со штатной ПУ Бр-225. Летом 1962 г. ракету дорабатывали для увеличения дальности действия до 460 км и снижения колебаний БЧ в свободном полете, которые приводили к недолетам. В 1963 г. предполагалось начать серийное производство ракет. Испытания доработанной ракеты "Темп" начаты в декабре 1962 г. Из 12 пусков 6 ракет разрушились на траектории, а результаты полета остальных не уложились в требования на создание комплекса. Работы прекращены по постановлению СМ СССР №800-273 от 16 июля 1963 г. "В связи с отставанием по срокам летно-конструкторских испытаний и недостаточно высокими техническими характеристиками изделия".
Особая благодарность пользователям "Случайный" и "binladin" с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
Ракета 9М71 комплекса 9К71 "Темп" SS-12 SCALEBOARD на опытной полигонной пусковой установке Бр-234, полигон Капустин Яр (фото из архива пользователя "Случаный", http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.06.2011 г.).
Ракета 9М71 комплекса 9К71 "Темп" SS-12 SCALEBOARD на опытной полигонной пусковой установке Бр-234 в походном положении. Слева около ПУ грузовой автомобиль. Полигон Капустин Яр (фото из музея полигона Капустин Яр из архива пользователя "binladin", http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.08.2011 г.).
ОТР комплекса 9К71 "Темп"
(реконструкция (с) DIMMI, 2009 г.)
Идентификация по системе обозначений отечественной техники в NATO и в США - мы предполагаем, что информация об испытании твердотопливоной мобильной ОТР стала известна на Западе и по отрывочным сведениям, а так же, возможно, по космическим снимкам, ракета была идентифицирована как SS-12 SCALEBOARD. Позже, после появления на вооружении комплекса "Темп-С", идентификацию перенесли на него т.к. комплекс "Темп" не был принят на вооружение и более не наблюдался.
С использованием наработок по созданию ОТР "Темп" в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе велось эскизное проектирование БРПЛ "Темп-М" с дальностью до 1000 км (прекращено решением ВПК при СМ СССР №61 от 14.05.1960 г.).
Пусковая установка:- Бр-234 - опытная полигонная пусковая установка (1961 г.), разработана и произведена заводом №221 "Баррикады" для первого этапа испытаний ракет "Темп".
Ракета 9М71 комплекса 9К71 "Темп" SS-12 SCALEBOARD на опытной полигонной пусковой установке Бр-234, полигон Капустин Яр (фото из архива пользователя "binladin", http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.08.2011 г.).
- 9П11 (индекс ГРАУ) - полуприцеп Бр-225 (1962 г.) с подъемной стрелой на шасси МАЗ-537Б (МАЗ-535В по др.данным, полуприцеп - МАЗ-5248), с оборудованием теплозащиты головной части и приборного отсека ракеты. ПУ изготовлялись заводом №221 "Баррикады", разработка шасси - СКБ-1 Минского автозавода, главный конструктор - Б.Л.Шапошник. Шасси пусковых установок и тягачи изготовлялись на Минском автозаводе. Юстировка стартового стола производилась домкратами. Загрузка ракеты на ПУ производилась специальным краном. Приводы стрелы электрогидравлические, горизонтальное наведение - вручную. Старт ракеты при угле возвышения 90 град. В западной печати встречается ошибочное наименование "2П11".
Длина в походном положении - 18,18 м
Ширина в походном положении - 3,1 м
Высота в походном положении - 3,64 м
Масса снаряженной ПУ - 30.55 т
Углы наведения по горизонтали - 360 град.
Расчет - 8 чел
ОТР 9К71 "Темп" SS-12 SCALEBOARD в боевом и походном положениях (реконструкция DIMMI на базе рисунка из книги Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г. (с) 2009 г.)
- Бр-240 - вертолетотранспортабельная ПУ, проектирование начато КБ завода "Баррикады" 14 июня 1960 г. Работы прекращены на стадии проектирования.
- Бр-249 - облегченная ПУ типа Бр-225, проектирование начато КБ завода "Баррикады" 9 сентября 1960 г. Работы прекращены на стадии проектирования.
- Бр-264 - самоходная ПУ на шасси МАЗ-543, проектирование начато КБ завода "Баррикады" 7 сентября 1961 г. В мае 1962 г. первые два экземпляра шасси МАЗ-543 поступили на завод "Баррикады", пусковая установка была смонтирована, но не испытывалась. Работы прекращены.
Ракета 9М71:
Конструкция - количество ступеней - 2 (одна пара РДТТ - 1-я ступень, вторая пара - 2-я ступень, без разделения ступеней), индекс ГРАУ ракетной части с приборным отсеком - 9Д12. БЧ отделяемая (на пассивном участке траектории).
Система управления и наведение - система управления ракеты инерциальная, без гиростабилизированной платформы. На активном участке полета ракета управлялась с помощью кольцевых газовых рулей и стабилизировалась решетчатыми аэродинамическими стабилизаторами. Наведение ракеты осуществляется прицеливанием на стартовом столе, аналогично прицеливанию ракет 8К14 комплекса 9К72 . Система управления ракеты создана, вероятно, в НИИ-592.
Решетчатый аэродинамический стабилизатор ракеты 9М71 "Темп". Учебная база МГТУ в Орево (фото - Mark Wade, http://www.astronautix.com).
Двигатель - РДТТ, 4 блока (из-за отсутствия зарядов топлива нужного диаметра) с кольцевыми газовыми рулями. Индекс ГРАУ твердотопливного заряда - баллиститный пороховой 9Х11 (нитроклетчатка, пластифицированная нитроглицерином). Обнуление тяги РДТТ производилось вскрытием двух сопел противотяги (1-й вариант) и отрывом сопловых блоков (2-й вариант). Заряды топлива разработаны НИИ-125 (г.Люберцы, позже - ФЦДТ "Союз").
Тяга двигателя 1 ступени - 21900 кг
Диаметр топливного заряда одного блока - 600 мм
Конструкция кольцевых газовых рулей двигателей ракеты 9М71 и сложенные решетчатые стабилизаторы. Ракета в походном положении на полигонной пусковой установке Бр-234, полигон Капустин Яр (фото из архива пользователя "binladin", http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.08.2011 г.).
ТТХ ракеты:
Длина - 12400 мм (10880 мм по др.данным)
Диаметр 1 ступени - 2330 мм
Диаметр 2 ступени - 1010 мм
Масса - 10394-10420 кг (по разным данным)
Масса топлива - 8060 кг
Масса БЧ:
- 900 кг (фугас, ТТЗ)
- 628 кг (ядерная)
Дальность действия:
- по ТТЗ - 500-600 км
- первый пуск - 220 км
- по итогам первого этапа испытаний - 425 км
- итого - 80-460 км
КВО:
- первый пуск - по дальности -4000 м, по курсу +-900 м
- 3000 м (по итогам испытаний и доработок)
Расчетное время пуска из походного положения - 30 мин
Расчетное время пуска из боевой готовности №2 - 20 мин
Боевые части: отделяемые - при первый пусках было отмечено колебательное рысканье БЧ после отделения в пределах +-60 град., что приводило к большим недолетам (до 40 км).
Ракета 9М71 - ядерная БЧ, мощность 300 кт (по первоначальному проекту).
Ракета 9М72 - фугасная БЧ (реально скорее всего не изготовлялась).
Химическая БЧ "Туман-2" - разработка начата по постановлению СМ СССР №178-84 от 19 февраля 1962 г.
Статус:
СССР - производство опытное, испытывалась, на вооружении не состояла.
Источники:
60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.
Карягин Ю.В. К вопросу о неядерном "отрезвлении" // Политика и экономика, декабрь 2006 г.
Качук Н., Чехута В. Крепя ракетно-ядерный щит Отечества. // Армия. № 1, 2, 4-6 / 2007 г. (Беларусь)
Сакович М.А. Славное десятилетие морского ракетостроения. // Тайфун. №05 / 2000 г.
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.
Encyclodedia Astronautica. http://www.astronautix.com, 2008 г., 2013 г.
Zaloga Steven J. The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles. Concord Publication.
|
|
|