Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
17.12.2024, 11:58 #1 | #1 |
|
Последняя надежда танкистов ВСУ: безбашенный Т-84
3D-рендер варианта будущего украинского танка В порядке дискуссии В научной литературе самые спорные или неоднозначные статьи нередко маркируются пометкой «публикуется в порядке дискуссии». В содержании статей можно встретить мнения, расходящиеся с общепринятыми нормами и суждениями. Одним из таких материалов можно считать «Некоторые вопросы топливной экономичности танков (в порядке дискуссии)» под авторством В. А. Колесова, опубликованная в знаменитом «Вестнике бронетанковой техники» в 1988 году. Автор доказывает необходимость пересмотреть требования к топливной экономичности танков за счёт введения параметра путевого расхода топлива. В этом случае от концепции газотурбинного танка с его беспримерной прожорливостью не остаётся камня на камне. Статья Колесова шла вразрез с принятыми Советской Армии взглядами и осталась практически незамеченной. В настоящее время изданий уровня «Вестника бронетанковой техники» нет, и вряд ли они когда-нибудь появятся, что не мешает рассматривать некоторые идеи «в порядке дискуссии». Одним из подобных проектов можно считать достаточно проработанные 3D-модели танка для украинской армии. Речь о цифровом прототипе безбашенного истребителя танков на базе харьковского танка Т-84. Облик машины активно кочует по социальным сетям Украины и, вероятно, должен кого-то вдохновлять. Дескать, вот она – та самая «вундерваффен». Рассматривать художества неназванного творца (или группы авторов) в качестве перспективной разработки сродни анекдоту. На Украине сейчас нет возможности выпускать танки даже традиционной компоновки, не говоря уже об экзотических машинах «шведского типа». Первый же взгляд на цифровые эскизы наводит на мысль о шведском безбашенном Strv 103, компоновка которого оказалась тупиковой ветвью развития. Но реалии специальной военной операции, как известно, уже заставили переписать многое в тактике и стратегии. И возникает закономерный вопрос – а есть ли зерно здравого смысла в танке, лишённом башни? Помимо танкостроения, местные умельцы упражняются в модернизации БТР-4 «Буцефал» Без мангалов и прочих антидроновых приспособлений сейчас не обходится ни один уважающий себя танк в зоне СВО. С обеих сторон конфликта. Если заводские защитные экраны из Нижнего Тагила и Омска не стесняют вращение башни, то продукты фронтового творчества фактически превращают танки в самоходные артиллерийские установки. Вдобавок с заметным снижением ситуационной осведомлённости экипажа. Так почему бы не отказаться от башни вовсе? У танка со сложенным мангалом есть что-то от кабриолета У безбашенной компоновки танка, превращающего его в САУ, масса преимуществ. Машина приобретает приземистый силуэт, что несколько снижает заметность и упрощает маскировку. На машину элементарно расходуется меньше дефицитной броневой стали – в среднем башня танка тянет на 9-12 тонн. Если не стремиться к снижению массы бронемашины, то весь выигрыш можно направить на наращивание брони. По расчётам, 42-тонный безбашенный танк формата Т-72 получит защиту в два раза толще. Машина получается почти без ослабленных зон, наподобие замана башни. В борьбе с FPV-дронами это совсем не лишние факторы выживаемости. В пользу компоновки танка без башни говорит и специфика боевого применения боевой техники. В масштабные прорывы танки ходить перестали, за исключением тотально замангаленных экземпляров. Танк теперь либо работает с закрытых позиций, либо используется издалека в качестве крупнокалиберной снайперской винтовки. Подвижная башня во всех случаях не является обязательной опцией. Немаловажным бонусом танка без башни становится его сравнительно низкая стоимость. Если совсем упростить, то за цену двух танков классического типа можно построить три, а то и четыре САУ. В условиях затянувшегося конфликта на Украине это важно как для России, так и для Украины. Но на этом позитивные моменты превращения танка в самоходку заканчиваются. Компромиссы они на то и компромиссы, чтобы чем-то жертвовать. Украинское чудо На СВО воюют не только в чистом поле или после тотальной работы «ландшафтных дизайнеров», но и в городских условиях. Безбашенная компоновка боевой машины в таких условиях заметно осложняет манёвр огня и повышает уязвимость. Выходить в бой такой танк без солидной защиты с флангов не может. Достаточно вспомнить тактику использования российских танков в штурме Мариуполя, чтобы понять ущербность самоходки на городских улицах. Ситуация на поле боя с 2022 года сильно изменилась, но танк в городе не стал менее уязвимым, скорее наоборот. Единственным вариантом может быть одновременное применение сразу двух танков – одного с башней для прикрытия и второго, штурмового, без башни для самых опасных направлений. Важнейшим недостатком безбашенного танка в настоящее время является его несвоевременность. Именно так парадоксально. Несмотря на сравнительно низкую стоимость, перестройка производства под новую конструкцию потребует много времени и средств. И дело даже не в переработке корпуса танка, который необходимо переформатировать под размещение экипажа и орудия. Механизм заряжания очень невнятен по конструкции Дело в новых узлах и агрегатах. Танку без башни требуется новый автомат заряжания – старый не подойдёт абсолютно. А минимум несколько месяцев, если не лет опытно-конструкторских работ. В связи с этим вспоминается история с Т-34, который в годы Великой Отечественной войны пережил всего одну значимую модернизацию – из Т-34-76 в Т-34-85. Проектов заметного увеличения боевой эффективности танка Победы было немало, но все они требовали времени и снижения темпов производства. Поэтому любой безбашенный танк для конфликта хорош только тогда, когда он выпущен до февраля 2022 года. Если пристально взглянуть на проблему, то возникнет вопрос – а нужен ли будет удешевлённый танк без башни после нашего победного окончания СВО? Насколько контуры гипотетического конфликта в будущем будут повторять реалии спецоперации? Если вернуться к Великой Отечественной войне, то необходимость в появлении легендарных СУ-85 и СУ-100 была обусловлена борьбой с гитлеровскими танками. Стычки между украинскими и российскими танками сейчас исчезающе малы. Танк без башни, предложенный украинскими проектировщиками, создан для противостояния дронам и ради упрощения с удешевлением. Проект безбашенного Т-84 проработан достаточно подробно Рассмотрим проект противника подробнее. Судя по всему, в качестве донора платформы взят Т-84, считающийся самым современным танком Украины. Об остальных технических особенностях можно говорить очень условно. Всё-таки перед нами 3D-модель, даже не демонстратор технологий. Но ясно, что 125-мм орудие лишено эжектора – продувка ствола осуществляется сжатым воздухом. Некоторые наблюдатели утверждают о некоем автомате заряжания и изолированной боевой укладке с вышибными панелями. На броне можно отыскать КАЗ «Заслон» и элементы системы оптико-электронного подавления управляемого оружия. Экипаж состоит минимум из трёх человек, причём для механика-водителя не предусмотрен отдельный люк. Для защиты верхней проекции авторы компьютерного рендера установили капюшон антидронового козырька. По украинской традиции он выполнен складывающимся. Дополняет образ дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулемётом. Как уже говорилось выше, на Украине в настоящее время нет возможности организовать даже переделку старых танков в это безбашенное чудо. В Восточной Европе мощности и специалисты имеются, но в наличии нет корпусов танков, не говоря уже о возможности создания бронемашины с нуля. Остаётся только предполагать, что противник готовит технику для армии уже послевоенного будущего. Очень оптимистичные планы, ничего не скажешь. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
бронетехника |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Последняя надежда ВМФ: новый корвет спасёт надводные силы и страну | ezup | Военно-морской флот | 0 | 30.08.2024 13:32 |
История шлема танкистов | ezup | Интересное | 0 | 20.12.2018 23:22 |
Horten Ho IX: последняя воздушная надежда Гитлера | ezup | История мировой авиации | 0 | 24.05.2017 19:31 |
Последняя надежда «Антонова» | ezup | Гражданская авиация | 0 | 09.02.2017 19:32 |
Последняя надежда Латвии спасти российский транзит пошла крахом | ezup | Латвия | 0 | 21.09.2016 22:17 |