RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Беспилотники » Один из лучших: дальний БПЛА-носитель TB-001

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый Вчера, 13:03 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Один из лучших: дальний БПЛА-носитель TB-001
ezup
ezup на форуме



БПЛА TB-001 на одной из выставок. Фото Wikimedia Commons

Китай является одним из мировых лидеров в области беспилотной авиации, и его вооружённые силы пользуются подобными достижениями промышленности. В частности, ВВС НОАК получают БПЛА тяжёлого класса с высокими лётными характеристиками и широкими оперативными возможностями. Одним из основных образцов такого класса является беспилотник TB-001, выпускаемый компанией Sichuan Tengden Technology.

Перспективная разработка

Компания Sichuan Tengden Technology начала работу в середине прошлого десятилетия и изначально носила названия Tengoen Technology и Tengdun Technology. Она занималась разработкой различных БПЛА и практически сразу приступила к созданию наиболее сложных проектов такого рода.

В 2017 г. компания впервые представила материалы по проекту тяжёлого разведывательно-ударного БПЛА, получившего обозначение TB-001 (на ранних стадиях разработки он также носил название TW-356). Этот беспилотник планировалось предложить НОАК и, возможно, иностранным заказчикам. В следующем году на одной из основных китайских выставок показали полноразмерный макет БПЛА и сопутствующие разработки.

В это же время компания построила и начала испытания первого опытного образца. Несмотря на сложность проекта и отсутствие большого опыта в этой области, испытания и доработка конструкции заняли не так много времени. Работы по проекту TB-001 были завершены не позднее 2020-2021 г.

Параллельно с испытаниями готового БПЛА велась разработка его новых модификаций. Например, к началу 2020 г. появился проект модернизации под названием TB-001A. Обновлённый беспилотник получил дополнительный двигатель и ряд других устройств. Он стал тяжелее базового БПЛА, но превзошёл его по лётным характеристикам.


TB-001 и его вооружение. Фото Globalsecurity.org

В ходе испытаний беспилотный летательный аппарат TB-001 подтвердил свои расчётные характеристики и продемонстрировал способность выполнять различные задачи. По итогам испытаний было рекомендовано принять его на вооружение и начать серийное производство.

Беспилотники в войсках


Компания Sichuan Tengden Technology освоила серийное производство нового БПЛА не позднее 2020-21 гг. Тогда же первые беспилотники поступили в строевые части ВВС НОАК для освоения и начала полноценной эксплуатации. По всей видимости, подготовка к будущему применению в реальных мероприятиях не заняла много времени.

Согласно различным источникам, производство беспилотных систем TB-001 продолжается до сих пор, и ВВС получают необходимую технику. При этом объёмы производства и темпы поставок, по понятным причинам, остаются неизвестными. По оценкам, общее количество тяжёлых БПЛА всех типов в НОАК к настоящему времени достигло десятков единиц, причём значительную их долю составляют TB-001.

Не позднее середины 2021 г. имеющиеся TB-001 стали привлекать к решению реальных задач. В августе они совершили первые вылеты над акваториями в пределах т.н. первых цепей островов. В ходе двух таких патрулирований китайские беспилотники были замечены японскими морскими силами самообороны.

Впоследствии вылеты TB-001 на патрулирование стали регулярными. Беспилотники появлялись в различных морях вблизи китайского берега, а также приближались к границам третьих стран. Последние направляли свои истребители для условного перехвата и сопровождения.


Лёгкие управляемые боеприпасы для БПЛА. Фото Globalsecurity.org

Несколько подобных вылетов китайских БПЛА продемонстрировали их потенциал и вызвали особый интерес. Например, в апреле 2023 г. несколько TB-001 были задействованы в крупных учениях ВМС ГОАК. Пока корабли отрабатывали маневрирование и совместные действия, один из беспилотников совершил полёт вокруг о. Тайвань.

БПЛА взлетел с одного из аэродромов материкового Китая и пересёк Тайваньский пролив к югу от острова. Затем он обогнул южную часть Тайваня и прошел вдоль его восточного побережья. После этого беспилотник повернул на запад и направился в сторону материка. Какие задачи решал аппарат, неизвестно. Предположительно, он вёл разведку и собирал данные о тайваньских вооружённых силах.

Точная протяженность маршрута и продолжительность полёта остались неизвестными. Однако на тот момент это был самый продолжительный и дальний вылет китайского БПЛА, проведенный вблизи Тайваня. Тайваньское руководство сразу осознало, что в будущем НОАК может организовать новые операции подобного рода.

Эти ожидания в целом оправдались. За последние полтора года TB-001 и другие дальние китайские БПЛА неоднократно приближались к Тайваню на максимально допустимое расстояние, совершали полёты вдоль побережья и т.д. Такие полёты выполняются как в рамках рутинного патрулирования, так и в ходе различных учений.

Технический потенциал


TB-001 от компании Sichuan Tengden Technology представляет собой тяжёлый БПЛА класса MALE. Он способен совершать длительный полёт на средних высотах и нести различные варианты полезной нагрузки. В зависимости от поставленных задач, беспилотник может быть разведчиком или своего рода бомбардировщиком-ракетоносцем.


TB-001 на патрулировании. Фото Минобороны Японии

Аппарат построен по двухбалочной схеме. Он имеет укороченный фюзеляж с объёмами для всей необходимой аппаратуры. В хвостовой части фюзеляжа находится высокорасположенное прямое крыло большого удлинения. Под крылом размещены мотогондолы, переходящие в хвостовые балки. Хвостовое оперение имеет П-образную форму.

Общая длина такого БПЛА составляет достигает 10 м, а размах крыла — 20 м. Максимальная взлетная масса в базовой комплектации — 2,8 т. Максимальная полезная нагрузка — 1,2 т.

Беспилотник оснащен парой турбовинтовых двигателей. С их помощью он развивает скорость до нескольких сотен километров в час. Дальность полета определялась в 6 тыс. км, продолжительность — до 35 часов.

В версии TB-001A был добавлен дополнительный двигатель в хвостовой части фюзеляжа. Дополнительная тяга позволила увеличить взлётную массу на 400 кг и полезную нагрузку — на 300 кг, при этом параметры скорости, дальности и продолжительности полёта остались на прежнем уровне.

TB-001 оснащён системой дистанционного управления и автопилотом. Оператор на наземной станции может полностью контролировать БПЛА или поручать ему выполнение несложных задач, таких как полёт по заданному маршруту. Беспилотник имеет систему радиосвязи с дальностью работы до 260-280 км, а также средства спутниковой связи, которые теоретически обеспечивают глобальную дальность применения.


Полёты китайских БПЛА вокруг Тайваня, апрель 2023 г. Фото Минобороны Тайваня

Для ведения разведки несет оптико-электронный «шар». В зависимости от модели, такая ОЭС может иметь видеокамеру, тепловизор и лазерный дальномер с разными характеристиками. Оптика используется как для разведки, так и при нанесении ударов.

Под крылом БПЛА имеется четыре точки подвески для вооружений. Предусматривается использование управляемых ракет и бомб разных типов. Они подвешиваются на одиночные и двойные балочные держатели и применяются по наземным целям.

Один из лучших


На данный момент изделие TB-001 от компании Sichuan Tengden Technology является одним из главных достижений китайской промышленности в области беспилотной авиации. Этот БПЛА обладает высокими техническими характеристиками и способен решать широкий круг задач.

TB-001 поступил на вооружение НОАК несколько лет назад, и с того времени постоянно используется в различных мероприятиях. Такие беспилотники ведут патрулирование и разведку различных районов, в т.ч. на значительном удалении от китайской территории, участвуют в учениях и т.д. По понятным причинам, оценить вклад таких БПЛА в обороноспособность КНР не удастся. Однако польза такой техники для армии и страны вопросов не вызывает.
 
Вверх
Ответить с цитированием